Откуда в Бурятии польско-еврейские фамилии?
[Фрагмент исследовательской работы автора, представленной на грант-2015 Российского географического общества...]
Кононенко В.Н., профессор, г. Орёл [по рекомендации Алина Бельковского-младшего, г. Москва]
«... Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берёт,
Унылую песню заводит,
Про Родину что-то поёт...»
Немного истории...
«Старообрядцы Забайкалья. Яркая и древняя ветвь русского народа. Их история тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича... Старообрядцы - часть русского населения, которая отказалась принять «нововведение», продолжала придерживаться старых обрядов и молилась по неисправленным церковным книгам. За это они были подвергнуты репрессиям. В конце XVII - начале XVIII веков многие старообрядцы бежали в Польшу...» [http://www.slavyanskaya-kul...]... Много староверов, гонимых на родных местах, нашли убежище в польских землях (сегодня это территория Белоруссии)... Большую часть беженцев составляли выходцы из Московской, Тульской, Орловской, Калужской и Рязанской губерний... Беглецы меняли свои имена и фамилии, чтобы в случае поисков нельзя было найти их. Именно поэтому многие забайкальские старообрядцы до сих пор носят польские фамилии (Андриевские, Вельские, Вставские, Красинские, Покацкие, Ивайловские и пр.)...
«Правительство Екатерины II усмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые могут производить хлеб, другие сельскохозяйственные продукты там, где их не хватает. Поэтому возложить на них дела русской земледельческой культуры казалось просто необходимым. Да и на западных границах без них было бы спокойнее. Так началась в Забайкалье история старообрядцев, их массовое переселение под конвоем солдат и казаков из Польши в Сибирь. Так появились «семейские» (беженцы, прибывшие вместе со своими семьями, - от ред.) староверы» [http://www.slavyanskaya-ku]...
Вот, что пишет русский историк о «переселении» старообрядцев из Ветки в Забайкалье В. А. Кеткович:
«Несмотря на обещанные льготы, прощения и прочие благодати, свободолюбивые ветковцы и не подумали возвращаться. И в 1764 г., не желая более терпеть их неповиновение и используя политическую слабость раздробленной Польши, Екатерина посылает армию. Генерал-майор Маслов двумя полками окружил Ветку, захватил там около 20 тысяч душ обоего пола и без суда и следствия отправил все население ветковских слобод на поселение в Сибирь. Переброска большого количества староверов в Сибирь заняла несколько лет. Примерный маршрут вынужденного путешествия выглядит следующим образом: из Польши, где староверов разбили на несколько десятков партий по 200—300 человек, их привели в Калугу. Оттуда водным путем перебросили в Казань по Оке и Волге. Далее часть староверов отправили в Екатеринбург, остальных повели на Соликамск—Верхотурье и в Тобольск. Оттуда они расселялись на Барабе, Алтае и в Забайкалье. В переселении активно участвовали войска: в среднем на каждых четырех староверов приходился один конвоир» [http://luzars.ru/news_13886... 02.01.14].
«Семейские были переселены в Забайкалье из города Ветка. Город Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Польши. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году» [http://ru.wikipedia.org/wik...]
Не секрет, что значительная часть поляков-славян и евреев польского происхождения в Польше имеет окончание фамилий на «ий»: Качиньский, Ярузельский, Комаровский... и, соответственно, многие беженцы-староверы приняли фамилии с окончанием «ий». В своих исследованиях автором дана оценка происхождения более двадцати наиболее популярных фамилий такого рода... Вне рамок оценки таких фамилий осталась трактовка происхождения и значения менее популярной в Бурятии фамилии «Покацкий»... Применительно к этой фамилии отметим... Как и в каждой нации от "недалеких и самовлюбленных людей" Бог не уберег и евреев... В большинстве своем, такие люди носят фамилию "Покацкий"... И евреи лишь посмеиваиваются над носителем такой фамилией, ибо нижесказанное не всегда так...
Итак, фамилия «Покацкий» сформирована на корне «кац» …
«Кац – еврейская фамилия… Производные фамилия: Кацман, Кацнельсон, Кацаев (по одной из версий), Кацович, Квацба, Кацемон, Каценко, Кацис, Канцедик (-ас/-ене), Кацин и др.» [http://ru.wikipedia.org/wik...].
Рядом экспертов отмечается «живучесть» поговорки, ассоциируемой с негативной деятельностью неугомонных людей с такой фамилией: «Сделать по-кацки!» (то есть быть «покацким»), то есть мало того, что неправильно, но и неряшливо, во вред делу, зато с апломбом, быстро и, конечно, с докладом об успешности сделанного вышестоящему начальству … Причем в такой «работе» всегда скользит повышенное самомнение человека с фамилией «Покацкий» о своей значимости с изрядной долей наглости и бахвальства, - неотъемлемых признаков презираемой нормальными людьми хуцпы…
Фоносемантический анализ фамилии Покацкий выявил, что фамилия Покацкий имеет тринадцать ярко выраженных фоносемантических признаков:
трусливое, маленькое, низменное, плохое, тихое, шероховатое, тусклое, слабое, быстрое, подвижное, короткое, угловатое, хилое [http://www.analizfamilii.ru...].
Представленный выше материал является составной частью исследовательской работы автора, представленной на грант-2015 Российского географического общества...
Приближается 2015 год - 250-летие массового заселения старообрядцами Бурятии...
И это будет значимо не только для старообрядцев Бурятии, но и для их родственников в Белоруссии и Польше!
Комментарии
Добавить комментарийФамилия Покацкие (Покатские) имеют происхождение от реки Покать (а по-белорусски река Покаць). Всех живших вдоль этой реки (И правобережные и левобережные) называли Покацкий (Покатские), хотя, зачистую, не являлись родственниками. Это были староверы. Они были переселены в Забайкалье. При этом данная фамилия до сих пор достаточно часто можно встретить в Беларусии.
Комментировать