Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Антропонимика в Бурятии: фамилия "Покацкий"...

Откуда в Бурятии польско-еврейские фамилии?
[Фрагмент исследовательской работы автора, представленной на грант-2015 Российского географического общества...]


Кононенко В.Н., профессор, г. Орёл [по рекомендации Алина Бельковского-младшего, г. Москва]

«... Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берёт,
Унылую песню заводит,
Про Родину что-то поёт...»

Немного истории...


     «Старообрядцы Забайкалья. Яркая и древняя ветвь русского народа. Их история тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича... Старообрядцы - часть русского населения, которая отказалась принять «нововведение», продолжала придерживаться старых обрядов и молилась по неисправленным церковным книгам. За это они были подвергнуты репрессиям. В конце XVII - начале XVIII веков многие старообрядцы бежали в Польшу...» [http://www.slavyanskaya-kul...]... Много староверов, гонимых на родных местах, нашли убежище в польских землях (сегодня это территория Белоруссии)... Большую часть беженцев составляли выходцы из Московской, Тульской, Орловской, Калужской и Рязанской губерний... Беглецы меняли свои имена и фамилии, чтобы в случае поисков нельзя было найти их. Именно поэтому многие забайкальские старообрядцы до сих пор носят польские фамилии (Андриевские, Вельские, Вставские, Красинские, Покацкие, Ивайловские и пр.)...


       «Правительство Екатерины II усмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые могут производить хлеб, другие сельскохозяйственные продукты там, где их не хватает. Поэтому возложить на них дела русской земледельческой культуры казалось просто необходимым. Да и на западных границах без них было бы спокойнее. Так началась в Забайкалье история старообрядцев, их массовое переселение под конвоем солдат и казаков из Польши в Сибирь. Так появились «семейские» (беженцы, прибывшие вместе со своими семьями, - от ред.) староверы» [http://www.slavyanskaya-ku]...


        Вот, что пишет русский историк о «переселении» старообрядцев из Ветки в Забайкалье В. А. Кеткович:
«Несмотря на обещанные льготы, прощения и прочие благодати, свободолюбивые ветковцы и не подумали возвращаться. И в 1764 г., не желая более терпеть их неповиновение и используя политическую слабость раздробленной Польши, Екатерина посылает армию. Генерал-майор Маслов двумя полками окружил Ветку, захватил там около 20 тысяч душ обоего пола и без суда и следствия отправил все население ветковских слобод на поселение в Сибирь. Переброска большого количества староверов в Сибирь заняла несколько лет. Примерный маршрут вынужденного путешествия выглядит следующим образом: из Польши, где староверов разбили на несколько десятков партий по 200—300 человек, их привели в Калугу. Оттуда водным путем перебросили в Казань по Оке и Волге. Далее часть староверов отправили в Екатеринбург, остальных повели на Соликамск—Верхотурье и в Тобольск. Оттуда они расселялись на Барабе, Алтае и в Забайкалье. В переселении активно участвовали войска: в среднем на каждых четырех староверов приходился один конвоир» [http://luzars.ru/news_13886... 02.01.14].


      «Семейские были переселены в Забайкалье из города Ветка. Город Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Польши. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году» [http://ru.wikipedia.org/wik...]


     Не секрет, что значительная часть поляков-славян и евреев польского происхождения в Польше имеет окончание фамилий на «ий»: Качиньский, Ярузельский, Комаровский... и, соответственно, многие беженцы-староверы приняли фамилии с окончанием «ий». В своих исследованиях автором дана оценка происхождения более двадцати наиболее популярных фамилий такого рода... Вне рамок оценки таких фамилий осталась трактовка происхождения и значения менее популярной в Бурятии фамилии «Покацкий»... Применительно к этой фамилии отметим... Как и в каждой  нации от "недалеких и самовлюбленных людей" Бог не уберег и евреев... В большинстве своем, такие люди носят фамилию  "Покацкий"... И евреи лишь посмеиваиваются над  носителем такой фамилией, ибо  нижесказанное  не всегда так...


      Итак, фамилия «Покацкий» сформирована на корне «кац» …


«Кац – еврейская фамилия… Производные фамилия: Кацман, Кацнельсон, Кацаев (по одной из версий), Кацович, Квацба, Кацемон, Каценко, Кацис, Канцедик (-ас/-ене), Кацин и др.» [http://ru.wikipedia.org/wik...].
      Рядом экспертов отмечается «живучесть» поговорки, ассоциируемой с негативной деятельностью неугомонных людей с такой фамилией: «Сделать по-кацки!» (то есть быть «покацким»), то есть мало того, что неправильно, но и неряшливо, во вред делу, зато с апломбом, быстро и, конечно, с докладом об успешности сделанного вышестоящему начальству … Причем в такой «работе» всегда скользит повышенное самомнение человека с фамилией «Покацкий» о своей значимости с изрядной долей наглости и бахвальства, - неотъемлемых признаков презираемой нормальными людьми хуцпы…

     Фоносемантический анализ фамилии Покацкий выявил, что фамилия Покацкий имеет тринадцать ярко выраженных фоносемантических признаков:
     трусливое, маленькое, низменное, плохое, тихое, шероховатое, тусклое, слабое, быстрое, подвижное, короткое, угловатое, хилое  [http://www.analizfamilii.ru...].

    Представленный выше материал является составной частью исследовательской работы автора, представленной на грант-2015 Российского географического общества...

    Приближается 2015 год - 250-летие массового заселения старообрядцами Бурятии...


    И это будет значимо не только для старообрядцев Бурятии, но и для их родственников в Белоруссии и Польше!



С кем будем модернизировать промышленность России? С "распильщиками-менеджерами"?

Менеджеры должны ходить в замах у «технарей», а не наоборот, как сейчас...


Мулюкин О.П.


Стране не хватает инженеров при перепроизводстве «эффективных» экономистов-менеджеров в так и не модернизированной отечественной промышленности...Ученые-педагоги, без устали бившие тревогу о непоправимых последствиях для страны при опоре высшей власти на молодых. «эффективных» менеджеров-управленцев, кажется «достучались» до российского президента, который открыто и прямо заявил, что стране не хватает инженеров...


Примечание. «Ресурсы инженерных кадров советского периода исчерпаны, необходимо готовить новых специалистов, для чего есть все возможности, заявил президент РФ Владимир Путин.

«У нас заделы советского времени явно закончились или заканчиваются по многим направлениям. Весь мир и наша экономика втягиваются, если уже не вошли, в новый технологический уровень, совершенно другого качества», - сказал В.Путин на заседании совета при президенте по науке и образованию, пишет «Интерфакс».

Заседание было посвящено вопросам подготовки инженерных кадров. «Вопрос, который мы обсуждаем, давно назрел. Повторю еще раз: куда ни приедешь, везде на крупных передовых предприятиях один и тот же вопрос с кадрами и прежде всего с инженерными. Явно не хватает», - сказал В.Путин. По его словам, это так же, как и недостаток инфраструктуры становится ограничителем экономического роста...» [http://pln-pskov.ru/society/173121 23.06.14]



И всем стало понятно недоговариваемое Владимиром Путиным положение о том, что опора на молодых, «эффективных» менеджеров была ошибкой... И у корня этой ошибки стояли молодые коррумпированные кадры новой чиновничьей элиты, незаметно сменившей старые чиновничьи кадры, взрощенные в чубайсовскую эпоху «большого хапка»... Новые чиновники, в лице «эффективных» менеджеров более склонны к «распилу» бюджетных средств под «научно» обоснованные инновационные прожекты, типа: «нанотехнологий» «развиваемых» под руководством главного распильщика российских ваучеров и достояния российских электросетей Анатолия Чубайса; введения чиновничьего управления по «распилу» имущества РАН; узаконенного разбазаривания бюджетных средств в «наукограде-казнокраде» Сколково... в условиях незабытой россиянами фирмы «Рога и копыта» в лице Оборонсервиса, - многомиллиардного казнокрада-расхитителя госбюджетных средств и федеральной недвижимости, управляемого «эффективным» менеджером, управленцем-мебельщиком Анатолием Сердюковым... И дай этому менеджеру еще пару лет «поработать»... и российская армия стала бы слабее грузинской...


И кажется, что высшая власть России начала понимать, что без опоры на технически грамотных специалистов и обязательном введении их в управление вместо молодых. «эффективных» менеджеров страна будет всё более скатываться в пропасть, а технологический разрыв России от Европы будет только возрастать...


Придет время, и, по-видимому, оно не за горами, когда критерии оценки эффективности управления не только глобальных, но и отдельных, - фрагментных участков производства, науки и образования будут переданы креативным, техническим специалистам, а нынешние «эффективные» управленцы уйдут, как им и положено, на второй план в замы по экономике, маркетингу и перспективному планированию... Ибо новые технические решения, необходимые для создания конкурентноспособных техники и технологий, в том числе и для обороны страны, способны создать только высококлассные «технари», а не высококлассные экономисты...


И, на наш взгляд, очень скоро высшая российская власть начнет расставаться с теми, кто не понял меняющуюся тенденцию в перераспределении власти от менеджеров к технически грамотным специалистам...


P.S. В источнике [http://newsland.com/news/detail/id/1389990/?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter]систематизированы мнения интернет-пользователей по высказанной Владимиром Путиным проблеме «кадрового голода на инженеров», наиболее радикальные из которых ниже не приводятся:


1. «Не хватает инженеров, а низкую зарплату им дают, меньше чем бухгалтерам, экономистам, юристам это что ума хватает. В любом промышленном предприятии доминируют последние, а инженеры являются как обслуживающий персонал для их рабочих мест. Позор директорату» [http://newsland.com/user/profile/id/86841/].


2. «Дошло! Уже мозоль на языке: срочно нужны технари!, а не менеджеры гостиничного бизнеса, бухгалтеры и юристы. И ВОЗРОДИТЬ ТЕХНИКУМЫ И ПТУ!!!». [http://newsland.com/user/profile/id/84759/]


3. «Вопрос с кадрами и прежде всего с инженерными. Явно не хватает».... -мозгов у них не хватает...я и мои коллеги-инженеры заводов еще при социке никогда не будем сейчас работать на этих тупых чинуш за копейки...и талантливая молодежь, закончившая технические вузы не пойдет инженерами с воды на хлеб перебиваться...а вот бездарная публика всегда готова...» http://newsland.com/user/profile/id/1084446/


4. «Так скоро Сколково даст «прорывные» инновации, на кой нужны будут какие то там технари? Все будет решать роботы на уровне микронов и молекул.
Вместо инженеров нужно готовить: менеджеров, юристов, мерчендайзеров, бухгалтеров, массажистов, тренеров по теннису, по гольфу, поваров, виноделов, кондитеров, официантов, брокеров, риэлторов, охранников, и т.п.
Тогда всё окончательно загнется в стране и тогда всю эту взращенную за 20 лет шелупень придется выгонять принудительно на производительный труд» [http://newsland.com/user/profile/id/1018615/]


5. «Ждем, даст ли Путин бой олигархам, а через них и всему околоолигархическому
бизнесу. Если офисный клерк, научившийся несколько типовых проводок делать
на компьютере, получает больше профессора, девочка-продавщица в ларьке
получает больше инженера, пока так, то решить задачу кадров невозможно» [http://newsland.com/user/profile/id/1133478/]


6. «Как же любит Путин "включать дурака"...Да и вся эта приглашенная профессура...Всё время "новой России" только и гробили все, что досталось от СССР!!! Криком многие кричали: "Советское "доносим", что делать будем?" "Херня это все...Купим" - отвечали "властнюки"...И самозабвенно воровали! Подходит время коллапса и вдруг выяснилось, что юристы- экономисты не могут ничего, кроме как считать или отсуживать наворованные бумажки...Доруководились!!! И "движения вперед" при этой "власти" не будет» [http://newsland.com/user/profile/id/1133478/]


7. «Протоны с булавами падают,корабли и пл тонут,летаем на боингах и те сыпятся...
Не страна ,а кривое зеркало! Клоуны,фигляры,лицедеи и чинуши получают астрономические деньги,искажена идеология государства-главный человек -производящий товар,а не чиновник,паразитирующий на его теле.Отсюда и всё остальное-зарплаты,уважение,прославление профессии,кинофильмы о славном труде их,а не о бандитах,ментах и банкирах.
В общем,лучше поздно просветление мозгов у лидеров,чем никогда.
Слезай… с нефтяной иглы, выполняй своё обещание данное в 2000году!» [Sanika200]



Иными словами: «Контора пишет ... но студенты знают, что инженерами они работать не будут...»


Лозунг: «Инженерам, достойную зарплату!» никто не отменял...


А, тогда, и инженеры потянуться на производство...


Россияне, не дайте себя "обгуглить"... в ущерб интересам России!

Проповедующая и защищающая интересы США компания Google – откровенно антироссийская компания с двойными стандартами, направленными против национальных интересов России...


Мулюкин О.П.


Google – откровенно антироссийская компания, двойные стандарты которой препятствуют деятельности  патриотов Россиии  и  поощряют деятельность представителей ее российской  пятой колонны... Или  «компетентный» Запад нам не поможет, а погубит, хоть в экономике, хоть в образовании...


В доказательство этого утверждения  неделю назад  мною были  охарактеризованы доводы в пользу закрытия своего блога  на киевском сервисе, а также сообщено о решении по временному  прекращению  публикаций   авторов своих блогов на сервисе компании Гугл, выводимых также на мою  страницу в  Google+, а, именно:

1. Научный вестник-блог О.П. Мулюкина [http://alinbelkovski.blogspot.ru/].

2. Информационный блог самарского профессора О.П. Мулюкина

[http://belkovskialin.blogspot.ru/].


Главным доводом в пользу данного решения стала политика двойных стандартов персонала Гугл,  препятствующего качественному прохождению к читателям сообщений публикаций авторов моих сайтов, критически и полярно, применительно к позиции Гугл, освещающих неонацистский режим киевской власти, развязавшей гражданскую войну и осуществляющей под руководством Порошенко геноцид против части собственного народа...


По прошествие недели все  сообщения на моих блогах  сервисом были полностью заблокированы. Поэтому я решил  полностью отказался отуслуг антироссийского сервиса  Google+, и  эти два блога  удалил.  Очевидным шагом этого стало удаление во всех используемых мной социальных сетях сообщений, сопряженных с удаленными блогами... К сожалению, при этом также были автоматически удалены комментарии интернет-пользователей к удаленным сообщениям...


Лично я в полной мере убедился  в антироссийской позиции американских хозяев компании Гугл, и солидарен с россиянами, призывающими обеспечить информационную безопасность нашей страны за счет развития собственных социальных сетей и жесткого контроля деятельности  западных «партнеров», подпитывающих через электронные СМИ представителей пятой колонны Запада...


Россияне, будьте бдительны...

Не дайте себя «обгуглить»... в ущерб интересам родной страны!

Проповедующая и защищающая интересы США компания Google – откровенно антироссийская компания с двойными стандартами, направленными против национальных интересов России...



"Смертный смертному не равен, мерою одной не мерь!"

Как поднять престижность почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в СамГУПС... Или почему профессора не  "рвутся" в  заслуженные!





Мулюкин О.П., доктор технических наук, профессор по кафедре инженерной графики, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный изобретатель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации



В СамГУПС за всю историю его существования  были и сейчас работают  всего два  доктора технических наук, профессора, имеющих государственную награду в области  науки и образования, -  почетное звание:

- С.В.Копейкин с почетным званием «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации»;

- автор настоящего сообщения, О.П.Мулюкин  с  двумя почетными званиями: «Заслуженный  деятель науки Российской Федерации» и «Заслуженный изобретатель Российской Федерации».


Нередко среди ППС  нашего университета приходится слышать  о каких-то догадках и слухах по материальному стимулированию профессоров  (то есть нас с С.В.Копейкиным) за имеющиеся почетные звания, в виде «закрытых золотых парашютов за заслуги» типа персональных надбавок, повышеной оплаты  почасовки и прочих стимулов...

Коллеги по университету, распространяющие или верящие  в эти «парашюты» глубоко ошибаются, - ни каких  материальных доплат и стимулов профессора с почетными званиями не имеют... В то же время (не говорю про московские вузы, - там  выплаты для нас, по бедности, неприемлимые) в других самарских вузах такие  материальные стимулы  для профессоров с почетными званиями существуют...

За сорок лет сосушествования в СамГУПС появилось всего два профессора с почетными званиями, и надо полагать, что ни кого в вузе не удивляет и не беспокоит отсутствие  их стимулирования за  государственное признание их  заслуг... Кроме того, в ближайщей перспективе   новых лауреатов на горизонте не видно...Поэтому многие полагают, что из-за двух профессоров не стоит копья ломать...

А, с нашей стороны, представляется рациональным другое толкование обязательности   материального стимулирования   вузом профессоров с почетными званиями... Суть этого толкования в том, что такое стимулирование  не только подчеркнет  уважение руководства вуза  к своим заслуженным работником, но и явится стимулом для  талантливой части ППС университета в стремлении заработать  почетные звания... Также очевидно, что добывание почетных званий интенсифицирует научные работы,подготовку  монографий, пособий,  статей, патентов и других научных материалов, «подстегнет» работу по  защите аспирантов и докторантов,  интенсифицирует работу с грантами и т.п.

Также очевидно, что когда в университете станет  слишком много  профессоров с почетным званием «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» надобность в пропагандировании устремления ППС  к получению  почетных званий исчезнет, а  сами стимулирующие надбавки профессорам со степянями можно снять... или свести до символических... Но в настоящий момент  СамГУПС  для  повышения своего научного престижа  должен  создать режим наибольшего благоприятствования для  ученых трудом и потом добывающих почетные звания...


И   закончу сообщение пессимистическим постом уважаемого и заслуженного профессора:

«... насчет материальных благ для Заслуженных деятелей науки РФ. Все льготы давно украдены государством: сейчас ученые (цвет нации) не в почете, в отличие от воров-министров. Это украдено так же, как и пенсия в 160 руб. (совковое время) для докторов наук, и сейчас доктор получает пенсию не более, чем уборщица помещений. Я, проработав 40 лет в одном из самых крупных отраслевых институтов страны ВНИИНефтехиме (Санкт-Петербург), сейчас не работаю (институт грохнут рейдерами по молчаливому согласию правительства и генпрокуратуры) и «кормлю» семью на 10 т.р. при оплате за квартиру более 5 т.р. Так что куда мне засунуть профессорское звание и одновременно с ним почетное? Вернуть Путину? А может быть, ему и пенсию мою перечислять?
С уважением. Андрей Васильевич»

[http://onagradah.ru/pochetnoe-zvanie-zasluzhennyjj-deyatel-nauki-rossijjskojj-federacii/:

http://onagradah.ru/pochetnoe-zvanie-zasluzhennyjj-deyatel-nauki-rossijjskojj-federacii/#comment-35810]


Вот такой расклад...

Ученыё-педагоги с почетными званиями работают  рядом с коллегами, но никто их не выделяет... Может быть не прав был Шота Руставели, утверждавший в своем "Витязе в тигровой шкуре", что«смертный смертному не равен, мерою одной не мерь?»










Вспомнился Виктор Черномырдин: "Хотели, как лучше... А, вышло, как всегда, через..."

«Не плывём, а тонем» с ЕГЭ всё глубже и глубже… Скоро все обучающиеся будут «знать, уметь, владеть» и «компьютаризированно тупеть…»


Алин Бельковский-младший, Москва


Пока в российских школах (и не дай Бог в вузах) практикуется оценка качества подготовки обучающихся в форме ЕГЭ надо выдавать малограмотным школьникам не аттестаты, а справки об окончании школы… и отказаться от ЕГЭ… Тогда и вузы будут сильными!

Идет время, и оно доказывает правоту ученых-педагогов, протестовавших против бездумной замены действующей в России творческой «школы знаний» западной «школой компетенций», введением ЕГЭ и прочих атрибутов Болонского процесса в виде подготовки бакалавров и магистров…

И вновь ожидаемая и никого не удивившая новость от Рособрнадзора о снижении качества обучения в российских школах, сосредоточенных не на дачи знаний, а на натаскивании школьников к сдаче ЕГЭ...

Минимальный порог единого госэкзамена (ЕГЭ) по математике снижен на четыре бала с 24 до 20 баллов. Ранее, 10 июня Рособрнадзор также принял решение о снижении минимального порога оценки ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 баллов. «Такое решение уже принято и связано с тем, что многие ребята не преодолевают минимальный порог по этому предмету, а если они не получат аттестат, то они не смогут пойти в вузы… Мы снизили порог по русскому языку, чтобы вернуться к состоянию 2010-2011 годов, когда общее число не сдавших было на уровне 1,5%», - сказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Согласно правилам государственной итоговой аттестации, школьник, который не преодолевает минимальный порог по обязательным предметам ЕГЭ (русский язык и математика), вместо аттестата получает только справку об окончании школы [http://itar-tass.com/obschestvo/1261748 17.06.14]

А тем временем, в кабинетах высших чиновников от образования обсуждаются планы введения ЕГЭ в вузах…

Всё логично: от неграмотных школьников к неграмотным выпускникам вузов…

Есть вопросы:


«С кем будем модернизировать российскую промышленность ?»


«Кто будет крепить экономическое и военно-техническое могущество России?»


«Может быть сами чиновники, радеющие за совершенствование «любимой игрушки», - ЕГЭ, плодящего неграмотных недоучек?»

В образовании, как и в жизни нельзя быть «чуть-чуть беременным»…

Образование не может быть первого, второго или третьего сорта… Оно либо есть, либо его нет!


Алин Бельковский-младший, Москва




Российское образование, основанное на внедрении вместо «школы знаний» западной «школы компетенций» на базе тестов-экзаменов в виде ЕГЭ, пожинает горькие плоды… Качество российского образования год от года снижается, и, соответственно, резко снижается грамотность россиян…


Об этом свидетельствует решение Минобрнауки, основанное на плачевных результатах сдачи ЕГЭ российскими выпускниками средних школ в 2014 году:


«Рособрнадзор установил минимальный порог ЕГЭ по русскому языку в 2014 году на уровне 24 баллов, сообщает РИА «Новости». Как напоминает агентство, единый госэкзамен по математике и русскому языку является обязательным для всех выпускников. Для получения аттестата о среднем общем образовании необходимо преодолеть минимальный порог. Ранее выпускникам было достаточно получить 24 балла по математике и 36 баллов по русскому языку. Теперь Рособрнадзор ввел единый минимальный порог на уровне 24 баллов. В ведомстве пояснили, что новые правила будут действовать при выдаче аттестатов выпускникам в этом году. По другим предметам минимальные пороги сохранились на прежних уровнях» [http://www.gazeta.ru/social/news/2014/06/10/n_6221605.shtml 10.06.14]


На этом негативном фоне по крайней мере странными представляются вынашиваемые в кабинетах высших чиновников Минобрнауки России планы по введению ЕГЭ и в вузах…


Сам Запад, давший России через Болонский процесс «школу компетенций» с различными формами проверки знаний в виде ЕГЭ, формы подготовки бакалавров и магистров и прочие атрибуты компетенций в виде «знать, уметь, владеть» всё решительный отказывается от практики использования в образовании «школы компетенций», а США (прародитель этой школы) и Япония практически от неё отказались и перешли к использованию «школы знаний»…


Отсюда следует не утешительный вывод, что качество образования, по сравнению с качеством образования в бывшем СССР с его творческой или, как сейчас говорят, креативной «школой знаний», имеет тенденцию к снижению… И ни какими нововведениями в форме подачи или проверки тестов ЕГЭ данную негативную тенденцию не переломить…


По поводу подстройки Рособрнадзором в сторону снижения минимальных порогов-баллов ЕГЭ под конкретный уровень выпускников средних школ у большинства российских педагогов преобладает мнение, что человек может быть либо образованным, либо малограмотным… и ни какими минимальными порогами необразованного человека не сделаешь образованным.


Вспомним из изданного в далёком 1940 году знаменитого романа Михаила Афанасьевича Булгакова слова буфетчика Андрея Фокича Сокова, оправдывающего перед Воландом, выговаривающим ему за испорченную осетрину, которую «иностранному магу» довелось попробовать в буфете:

«- Осетрину прислали второй свежести, — сообщил буфетчик.

- Голубчик, это вздор!

- Чего вздор?

- Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»



В образовании, как и в жизни нельзя быть «чуть-чуть беременным»…


Это только в анекдоте можно быть «чуть-чуть…»



P.S.  Россия испытывает острый дефицит технических специалистов ...при переизбытке подготовки «эффективных управленцев-менеджеров»...  Проблема   набора в вузы   выпускников школ с высокими баллами ЕГЭ    очень остро дала о себе знать  ещё в 2011 году... Интересно в этой связи обратится к мнению по этой проблеме   ректора лучшего технического вуза страны, - Московского физико-технического института [МФТИ], -Николая Николаевича Кудрявцева [http://www.snto.ru/Novosti/142]:


1. «Низкие баллы ЕГЭ абитуриентов, поступивших в этом году на ряд технических направлений подготовки в российских вузах, говорят о том, что в школах уделяется недостаточно внимания техническим дисциплинам...»


Примечание. Сам МФТИ занимает первые строчки в итоговых таблицах мониторинга по таким группам как «Математика» и «Физика» со средними баллами ЕГЭ зачисленных 89,4 и 90,1 соответственно. На Физтехе сегодня учатся примерно 10% москвичей, 12-13% - ребята из Московской области, а остальные студенты - из регионов.

2. «Современные абитуриенты выбирают те специальности, где легче учиться. Одна из причин кроется «в падающем уровне школьного преподавания технических предметов».

3. «С другой стороны, часть понимает, если получить хорошее техническое образование, то дороги открыты, просто это другие дороги, чем у тех, кто получил гуманитарное образование. Если есть хорошая память и желание изучать экономику и юриспруденцию, то студент все знания получит. В технических науках в дополнение к этому надо уметь аналитически мыслить и уметь много еще чего».

4. «Технические специалисты очень важны, мы испытываем колоссальный дефицит. У нас всегда сознание отстает от реалий, если мы сейчас не будем предпринимать никаких волевых усилий в этой области, то моменты, когда слабо обученные или не подготовленные люди будут что-то делать неправильно, что влечет такие серьезные последствия, будут только нарастать».


     

Это не про Порошенко: «За кем правда, тот и сильнее!»


Телефонный разговор  Порошенко с Олландом: первый  лицемерно  рассуждает о трагическом моменте для Украины, а второй лицемерно соболезнует... и как будто «одесской Хатыни»  никогда не было...



Будячевский А.В., Тольятти




[http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www.pravda.com.ua%2Frus%2Fnews%2F2014%2F06%2F14%2F7029055%2F&lr=51&rpt=story]



Защитники Донбасса,  в лице  народного ополчения, сбили  ни  где-то под Киевом, а над своей территорией самолет Ил-76 с десантниками на борту... в ответ на авианалеты и бомбардировку мирного населения городов Юго-Востока страны...  И это соответствует инстинкту самосохранения  жителей Донбасса в условиях уничтожения Киевом мирного населения  в соответствие с его далеко идущими планами  по фильтрации населения  Юго-Востока страны,  размещения  непокорных в концлагерях и расселения  русскоязычного населения в  других регионах Украины...

Закономерный и ожидаемый ответ Юго-Востока киевской власти, проводящей политику геноцида против части  собственного народа...

     И насколько в этих условиях лицемерно  выглядит телефонный разговор Петра Порошенко с президентом Франции Франсуа Олландом:  «Президент Украины Петр Порошенко провел телефонный разговор с президентом Франции Фрасуа Олландом  по его просьбе. Об этом сообщила пресс-служба президента. Олланд выразил соболезнования в связи с трагическими событиями и гибелью украинских военных. Порошенко, в свою очередь, отметил, что это трагический момент для него и всего украинского народа...» [http://www.pravda.com.ua/rus/news/2014/06/14/7029055/15.06.14]


На наш взгляд, трагическим моментом для Порошенко должна быть цепочка предшествующих злодеяний киевской хунты: погромы и насилие на Евромайдане радикалов-неонацистов, свергнувших законно избранную власть, притеснение русскоязычного населения под бандеровским лозунгом «Украина для украинцев!», «одесская Хатынь», бомбардировки и артобстрел городов  Юго-Востока  Украины... а сбитый бойцами народного ополчения Ил-76  над территорией разбомбленного Луганска, а не над территорией Киева,  всего лишь следствие  этого трагического момента...

Омерзительно видеть, как киевская власть, проводящая политику геноцида против русскоязычного населения Юго-Востока страны и развязавшая против него гражданскую войну, лицемерно  вздыхает о гибели  десантников на борту сбитого Ил-76 , которых она  направила на территорию  Донбасса  для  уничтожения  восставшего населения... Было бы странно, если бы самолеты и вертолеты Киева  несли смерть и разрушение  городам Донбасса, а его жители  радостно приветствовали  бы эти злодеяния и не дали бы им должного отпора... И также очевидно, что и в дальнейшем самолеты и вертолеты, несущие смерть  населению Юго-Востока  будут этим населением  уничтожаться... Насилие порождает насилие, - аксиома войны...

Не менее омерзительна  по событиям на Украине  позиция Запада, подстрекаемого США...

Запад упорно  «не замечает»  факты  геноцида русскоязычного населения Донбасса в развязанной киевской властью гражданской войне против восставшего населения Юго-Востока страны, не замечает и недавние  выступления    и  бесчинства радикалов-неонацистов в Киева, взявших в осаду российское посольство...


Никто не спорит, что погибших  украинских военных в этой развязанной Киевом войне на уничтожение части своего народа жалко всем... Но кто пожалеет гибнущих под бомбами и  снарядами  жителей Донбасса?


И если жалеть...  то всех!  А, не выборочно,  по Порошенко и Олланду!


А, с лицемеров история спросит позднее... Ибо, за кем правда, тот  и сильнее!





Памяти выдающегося ученого, друга и прекрасного человека!


ШТРИХИ К ВЕЛИКОЛЕПИЮ ПОРТРЕТА ПРОФЕССОРА ДМИТРИЯ ЧЕГОДАЕВА



«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель объединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Л. Н. Толстой



Мулюкин О.П.



Успешность работы над кандидатской диссертацией во многом связывают с личностью научного руководителя. Не даром говорят, что на 80% решение вопроса о выполнении диссертации и ее публичной защите в срок зависит от научных, деловых и волевых качеств научного руководителя, которому Вы вверились …

Может ли аспирант или соискатель ученой степени сам подобрать научного руководителя? Ответ утвердителен для одаренных и волевых личностей, хотя во многих случаях это трудно или невозможно. Обычно молодому специалисту каждый доктор наук, а особенно профессор, представляется недоступной и недостижимой личностью.

На мой взгляд, каждому учёному, достигшему определенных высот в научном сообществе, должно быть присуще непроходящее чувство благодарности, искреннего уважения и, не побоюсь этого произнести, чувство благоговения и любви к своему наставнику – учёному, который внёс первоочередной вклад в становлении своего ученика-учёного. Лично для меня таким человеком был безвременно ушедший из жизни доктор технических наук, профессор Чегодаев Дмитрий Евгеньевич (07.03.1946 – 07.10.2000), - мой сокурсник-выпускник КуАИ (Куйбышевского авиационного института, - ныне СГАУ-НИУ: Самарский государственный аэрокосмический университет – национальный исследовательский университет), мой друг-наставник и прекрасный человек, выдающийся учёный, подготовивший 6 докторов наук и 12 кандидатов технических наук, создатель п ервого в г. Самаре технопарка.

Немного об истории моих взаимоотношений с Дмитрием Евгеньевичем.

После окончания в 1970 году КуАИ факультета «Двигатели летательных аппаратов» Д. Е.Чегодаев в силу своей талантливости, высокой организаторской мобилизованности, неповторимых доброжелательности и колоритности был оставлен на работе в вузе, где добился высокого положения руководителя-учёного [1], а я был распределён на работу в конструкторское бюро аэрокосмического профиля, где проработал боле 18 лет конструктором 3, 2 и 1 категории [2].

В годы работы в конструкторском бюро я успешно занимался подготовкой кандидатской диссертации под научным руководством Д. Е.Чегодаева. Перед тем как согласиться на руководство он попросил чётко ответить на вопрос о цели защиты мной кандидатской диссертации. Мой ответ о желании приобщиться к науке, а не « мотаться» по курительным комнатам в свободное время, как многие мои коллеги-конструкторы, его удовлетворил. В 1987 г. и в 1995 г. в диссертационном совете при СГАУ я защитил под научным руководством/консультированием Д. Е.Чегодаева соответственно кандидатскую и докторскую диссертации по научной специальности 05.07.05 - Тепловые двигатели летательных аппаратов.

И все прожитые (после ухода из жизни Д.Е.Чегодаева, годы, я , как первый аспирант и первый докторант этого замечательного человека, постоянно стремился достичь и превзойти творческие результаты своего учителя-друга, открывшего передо мной многогранный мир науки. Ибо, по- моему мнению, это способствует сохранению памяти о Д. Е.Чегодаева, долгие годы успешно возглавлявшего школу учёных-механиков КуАИ-СГАУ и идеи которого претворяются в жизнь его учениками.

Д. Е.Чегодаев всегда грамотно оценивал реальную обстановку и не боялся принимать единоличные, волевые решения, на первый взгляд, не отвечающие реалиям текущего времени.

Приведу два характерных примера.

В период распада СССР (90-ые годы прошедшего столетия), когда научные подразделения вузов практически не финансировались, что привело к резкому сокращению штатных сотрудников отраслевых и проблемных НИЛ, жестко встал вопрос о сокращении разрабатываемых научных тем в связи с трудностями их коммертизации. И в этот сложный период возглавлявший нашу научную школу учёных механиков СГАУ проф. Д. Е.Чегодаев озвучил свою личную позицию по тематике моего научного направления: « … да, основа благополучия нашей лаборатории – виброзащита и демпфирование динамически нагруженных объектов, но тематику совершенствования динамики клапанной пневмогидроарматуры я не закрою … мы не знаем, что будет завтра … нельзя сужать спектр научных исследований … работайте спокойно …».

В этот же период, когда в массовом порядке шла так называемая приватизация государственной собственности прекратили существование или перепрофилировались на выпуск другой продукции или оказание всевозможных услуг (в основном торгового назначения) многие небольшие промышленные предприятия самарской аэрокосмической отрасли. Эта же участь постигла действующий при КуАИ экспериментальный завод по производству виброизоляторов из созданного в институте материала МР [ 3 ], которыми комплектовалась ракетно-космическая техника, изготавливаемая в ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс». И лишь благодаря организаторским и волевым качествам проф. Д. Е.Чегодаева с разрушенного экспериментального завода силами сотрудников института при моём участии удалось по крупицам собрать оснастку и инструмент для изготовления виброизоляторов из материала МР и организовать их мелкосерийное изготовление и поставку на Самарский завод «Прогресс». Указанная поставка этих виброизоляторов из СГАУ для комплектации изделий ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» осуществляется по настоящее время.

Работать с Д. Е.Чегодаевым было одно удовольствие, его научная эрудиция и прирожденная интуиция позволяли возглавляемой им научной школы КуАИ-СГАУ «Конструкционное демпфирование» всегда находиться на лидирующих позициях научно-образовательного пространства России. Это, в условиях непрерывной подпитки идеями, исходящими от руководителя нашей научной школы, стимулировало активность моей изобретательской деятельности в течение всего времени работы в СГАУ (ОНИЛ-15; ОНИЛ-1 и кафедра «Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов»). Следует отметить, что он, несмотря на сверхнормативную занятость и перегруженность организационно-педагогической деятельностью на уровне руководства вуза, а также на возглавляемых им кафедре, лаборатории и технопарке, всегда уделял много внимания и времени анализу тенденций развития науки и техники, отслеживал всё новое в науке, лично просматривал все новые литературные и иные источники (монографии, пособия, статьи, патенты, тезисы докладов и др.), поступающие в вуз, отписывал и контролировал их поступление каждому конкретному исполнителю каждой конкретной научной темы, входящей в общее научное направление, возглавляемое Д. Е.Чегодаевым.

В завершении рассказа о великолепии портрета ученого, наставника и друга обращусь к щемящим душу воспоминаниям профессора СГАУ В. Л.Балакина о Д. Е.Чегодаеве:

« Когда вспоминаешь о близком человеке, уже ушедшим из жизни, то меньше всего останавливаешься на его смерти. Смерть переводит человека в другое состояние – что в ней ЖИВУЩИМ. Размышляешь о том, чем близок тебе этот человек, какие уроки жизни – не смерти – он даёт, и ты их усваиваешь: узнаешь от него или повторяешь для себя вновь.

ДЕРЖИСЬ УМА

Наблюдая за ним в формальной и неформальной обстановке, всегда поражался быстроте и точности его реакции, будь то обсуждение новой для него научной проблемы или решение вопроса, у которого нет очевидного ответа, или оценки события, вызвавшего его интерес.

Это так естественно для него – легко понимать, что происходит вокруг, и поступать по своему уму, а не по чьей-то подсказке.

Для него авторитеты – личности его ума и масштаба, но никогда не авторитеты степеней, званий и занимаемых кресел.

НЕ СТАНОВИСЬ НА КОЛЕНИ

Конечно, бывали ситуации, когда он шёл на компромисс, бывали моменты, когда он молчал. Но это было не проявлением слабости или отсутствия воли, это было пониманием того, что данная ситуация или данный момент мало что определяли или изменяли в его жизни и в жизни других людей.

Но когда кто-то ждёт, что опустившись на колени, смиренно попросив или покорно склонив голову перед неправдой или несправедливостью – вот этого, по жизни, никогда.

ПОМОГАЙ ДРУГИМ

К кому обратиться за помощью? К нему. Почему? Никогда не отмахнётся, не сошлётся на занятость, не пожалеет своего времени – самого ценного, чем обладает человек.

Так привык жить, так понимает эту жизнь – жизнь, невозможную без людей, которым нужен, которые надеятся и верят.

БУДЬ ВЕСЕЛ

Быть весёлым, как он – это «не рот до ушей, хоть завязочки пришей», не гогот или бессмысленная улыбка на лице. Нет, весёлость, первое качество русского человека по Гоголю, было его качеством, не позволяющим невзгодам, неудачам и потерям взять верх и превратить тебя в подобие человека, которому никто не рад, да и ты не рад самому себе.

Я не видел его покинувшим нас, он для меня всегда живой.

Вот он стоит передо мной чуть вдали, и я с радостью приближаюсь к нему, и он улыбается мне. Он стоит, освещенный солнцем, - мой умный и гордый товарищ ДМИТРИЙ ЧЕГОДАЕВ.

Нет, не задута его свеча – он светит нам, и мы не предадим его уроки».

В последние годы появляется всё больше публикаций, в которых в той или иной мере освещается талант и организаторские способности проф. Д. Е.Чегодаева [ 1, 2, 4, 5 ]. Наиболее полную картину о великолепии этого замечательного учёного и человека автор постарался раскрыть в практичес —ко — методологическом пособии «Формирование личности учёного и стратегии научной карьеры», выход в свет которого запланирован на конец 2013 года.


Литература

1. Фалалеев, С. В. Штрихи к портрету: монография [Текст] / С. В.Фалалеев, А. Д.Чегодаев. – Самара, 2006. – 104с.

2.Мулюкин, О.П. Как преуспеть в науке или всерьез и с шуткой о научной карьере: монография [Текст]/О. П. Мулюкин. – Самара: СамГУПС, 2010. –

293с.

3. Чегодаев, Д. Е. Конструирование рабочих органов машин и оборудования из упругопористого материала МР: Учебно-справочное пособие в двух частях [Текст] / Д. Е.Чегодаев, О. П.Мулюкин, Е. В.Колтыгин. – Самара: НПЦ «Авиатор», 1994. – Ч.1 – 156с.; Ч.2 – 100с.

4. Мулюкин, О. П. Выбор научной карьеры. Инновационный подход [Текст] / О. П.Мулюкин // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. — № 5 (289). – Орёл: Госуниверситет-УНПК, 2011. – С.90—95.

5.Мулюкин, О. П. Исследование мотивов выбора научной карьеры во взаимосвязи с задачами повышения качества инновационной научно-педагогической деятельности российских вузов и научных организаций [Текст] / О. П.Мулюкин // Известия Самарского научного центра РАН. – Том 14. — № 2 (3). – Самара: СНЦ РАН, 2012. – С.564—568.

Ученым, докторантам, аспирантам и интересующимся наукой на заметку!

Мулюкин О.П. Формирование личности учёного Share on facebookShare on googleShare on twitterShare on vk Добавить в блокнот


Раздел:
Электронные книги Наука и образование В помощь аспиранту
Цена: 150 руб.
Товар: 40109202904950.zip (4659,08Кбайт)
Загружен: 09.01.2014
Количество продаж: 1
Количество возвратов: 0
Продавец:
(владелец товара)
Web-Kniga
информация о продавце и его товарах
Описание товара: Мулюкин О.П. Формирование личности учёного и стратегии научной карьеры

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени технических специальностей
Дополнительная информация: В пособии представлены дополненные, систематизированные и скрашенные элементами юмора, шутки и иронии научно-методические и практические рекомендации автора по поэтапной научной деятельности вчерашнего выпускника вуза с момента поступления в аспирантуру до защиты кандидатской диссертации с оценкой перспектив его научной карьеры.

Проанализированы интеллектуальные, физические и морально-волевые качества претендентов в соискатели ученой степени. Охарактеризованы критерии выбора и оценки эффективности работы научного руководителя начинающего ученого. Должное внимание уделено особенностям профессиональной научно-педагогической карьеры сотрудника вуза; систематизированы практические рекомендации по оформлению и представлению наградных материалов на присвоение отраслевых (государственных) наград и охарактеризованы порядок и особенности проведения соискателем почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» самооценки научно-педагогических достижений на соответствие статусу этого почетного звания.

Рассчитано на аспирантов и соискателей ученой степени технических специальностей, молодых ученых и творческую молодежь, делающих первые шаги в науке; научных руководителей аспирантов и соискателей ученой степени; абитуриентов и учащихся старших классов, планирующих получение высшего образования в российском или зарубежном вузе. Представляет определенный интерес для руководителей высшего и среднего звена, а также работников кадровых служб, деятельность которых сопряжена с оформлением наградных материалов на присвоение отраслевых и государственных наград.

Первый прыжок с парашютом... в экстремальных условиях

"Не забывается такое никогда ..."





ПЕРВЫЙ ПРЫЖОК С ПАРАШЮТОМ Я СОВЕРШИЛ ПЕРЕД СВОИМ 55-ЛЕТИЕМ … А ПРИЗЕМЛИЛСЯ НА ЧУЖОЙ ДАЧЕ, ДАЛЕКО ЗА АЭРОДРОМОМ!


Мулюкин О.П., доктор технических наук, профессор


        Я очень мечтал совершить прыжок с парашютом, но как-то не заладилось: вообще то я офицер-ракетчик, но в армии не служил, а перед окончанием Куйбышевского авиационного института, - КуАИ (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет, - СГАУ), в котором нас обучали и военному делу, был только на месячных офицерских сборах в городе Остров под Псковом, где и принял воинскую присягу … Вот и вся моя армейская жизнь, а к спорту я как-то не приобщился …

В 2001 году накануне моего 55-летия у меня неожиданно появился шанс исполнить своё желание. Мой давний друг, доцент КуАИ, ныне покойный Володя Шалавин, известный в России спортсмен-парашютист, предложил мне совершить прыжок с парашютом с самолета АН-2 на площадке самарского аэродрома «Смышляевка». Володя был так щедр, что предложил мне взять с собой для компании кого-нибудь из коллег-преподавателей, также желающего совершить прыжок. Я в то время уже работал в железнодорожном университете (ныне Самарский государственный университет путей сообщения), и сразу же начал искать в университете компаньона для прыжка с парашютом.

         Но, к моему удивлению, окружающие меня по рангу службы заведующие кафедрами и профессора стали дружно отнекиваться от моего заманчивого и бесплатного предложения, примерно следующим образом: «Я ещё с ума не сошёл! Зачем мне это надо?!», «Да, тебе скоро 55 стукнет, чего тебе не живется спокойно …» … и крутили пальцем у своего виска … Нашёлся лишь один энтузиаст, - наш декан транспортного общеинженерного института Алексей Бондаренко, с которым мы на его машине приехали в указанное время на аэродром «Смышляевка» для прыжка …

        Там нас уже ждал Володя и его друзья, спортсмены-парашютисты. Затем его друг, женщина-инструктор по прыжкам с парашютом быстренько объяснила нам основы наших действий во время прыжка, включая правила использования запасного парашюта, помогла нам правильно облачиться в парашютные доспехи и усадила нас в самолет АН-2. В самолете мы оказались по блату, - в виде «подсадных уток», так как самолет был с парашютистами-спортсменами из Оренбурга, совершавших высотные тренировочные прыжки, и спортсмены со своим тренером, в порядке дружбы с аэродромным начальством, согласились взять с собой на борт и «сбросить» двух ученых с небольшой высоты в 500 метров.

       Взлетели нормально … Сидим с Лёшей в самолете на скамеечке, за спиной заплечные чехлы с десантными парашютами и ждем команды на прыжок … Алексею, как более тяжелому, было приказано прыгать первым, а мне, более легкому, за ним. Сидим абсолютно спокойные, а, как потом оказалось, зря … Во-первых, тренер спортсменов ранее контролировал прыжки спорсменов с этого аэродрома только с высоты 1000 метров и никогда с 500 метров, и поэтому Лёшу и меня выбросили из самолета не в той расчетной точке над полем аэродрома, и во-вторых, как это бывает частенько, - в полёт вмешался человеческий фактор … не мой, чужой.

        На высоте 500 метров в самолете открыли овальную дверцу: в уши ударил гул самолета, зашумел воздух за бортом … Прозвучали последовательно команды: «Приготовиться!» и «Пошел!». Алексей спокойно выполнил обе команды и исчез из самолета ( как потом оказалось, неправильная точка выброса его из самолета привела к тому, что он приземлился на краю аэродрома рядом с колючей проволокой аэродромного ограждения).

          Настал и мой черед … Прозвучала команда: «Приготовится!», и я подошел к открытой дверце. Но почему-то мне показалось, что я подошел к дверце неправильно, - не с той ноги (правую ногу я ломал в молодости, - и, иногда, терял ритм ходьбы), и я решил подойти ещё раз, по- новому. И тут я услышал гул-ропот спортсменов, - они решили, что я струсил. Вот этого вытерпеть я уже не смог и выпрыгнул из самолета с неудобной ноги …

          Несколько секунд я летел вниз ногами, как солдатик, потом почувствовал толчок-торможение и понял, что парашют раскрылся … Подумалось: «Всё в порядке, ну теперь-то полюбуюсь на землю сверху …». Ну не тут-то было (в дело вмешался упомянутый мной человеческий фактор: на земле парашют был сложен неправильно, - со спутанными стропами), - мой парашют, а вместе с ним и я, стал вращаться вокруг своей оси, отказываясь подчиняться рычагам управления для приземления в нужной точке аэродрома. Мелькнула мысль (как потом оказалась неправильная) об открытии запасного парашюта, но я не стал этого делать, правильно посчитав, что запасной парашют спутается с основным … Затем я вставил руки между крутящимися стропами и, в конце концов, добился прекращения вращения парашюта (вот так получилось, что вместо наслаждения прекрасным обзором с высоты близлежащих окрестностей я большую часть полета следил за положением строп парашюта). Но на этом мои страхи не закончились …

          Пока я устранял вращение парашюта высота полета резко снизилась, парашют перестал слушаться рычагов управления, он попал в струю восходящего воздуха, которая понесла его прочь от аэродрома по неведомому маршруту. Сделать было ничего нельзя, и я положился на волю Божью. Парашют перелетел пределы аэропорта, пролетел на небольшой высоте через расположенный за ним огражденный участок с учебными самолетами КуАИ («Слава Богу, что не налетел на винты самолетов», - мелкнула мысль) и уже совсем на малой высоте понесся к прилегающим к аэропорту дачным участкам, утопающих в зелени яблонь и других фруктовых деревьев и кустов. Приземлился я на одной из дач, причем мой парашют, как чехол накрыл одну из яблонь, а я в момент посадки закрыл себе лицо руками, чтобы не повредить глаза. Потом, освободившись от парашютных лямок, я спрыгнул с яблони на землю … Огляделся: на даче среди громадных яблонь стояла скверно сколоченная, маленькая хибара. Из нее вышел полуголый, полупьяный хозяин – дачник, он оглядел парашют и спросил: «Твой парашют?». «Мой, я сегодня первый прыжок совершил … да, вот неудачно, на дачу, на яблоню», - ответил я. «Слушай, отдай мне парашют, я его приспособлю …», - попросил он. Я твердо сказал: «Не могу, это не мой … сейчас приедут с аэродрома за мной и его заберут». «Ладно!», - согласился дачник, и пригласил зайти в его хибару. В хибаре в углу стояла огромная алюминиевая фляга, дачник скинул накидной зажим, открыл крышку фляги и зачерпнул полную кружку алкогольного пойла, по всей видимости приготовленной им браги, и подал кружку мне: «Уважаю таких, пей!». Я прикинулся простаком и решительно запротестовал: «Нам во время полетов никак нельзя, начальство заругает … разве если только после их приезда…». Хозяин дачи удовлетворился ответом, выпил кружку, а потом еще одну …

      А в это время Володя со спортсменами (как впоследствии оказалось они сильно перепугались, наблюдая снизу все перипетии моей борьбы с неуправляемым парашютом и с криком «Профессор разбился!» бросились к машине и стали объезжать все прилегающие дачи, опрашивая дачников о незадачливом парашютисте) наконец-то нашли дачу моего приземления. Все приехавшие обнимали меня и радовались, что я жив …

     Кстати, у нас ещё были проблемы с парашютом, накрывшим яблоню, словно шатёр. Ребята-спортсмены никак не могли его снять с яблони, так как стропы сильно спутались с ветвями. Опиловка отдельных веток ничего не дала, и ребята стали торговаться с дачником о магарыче, за который он разрешит яблоню резко укоротить. Сошлись на стакане водки для него сразу и двух 700-грамовых бутылках водки ему в запас. Яблоню так урезали, что она стала походить на дикорастущий кустарник, парашют сняли, упаковали в чехол, и я вместе с ребятами-спортсменами поехал в аэропорт.

Там нас ждали … Я и Леша взошли под аплодисменты спортсменов на высшую ступеньку пьедестала почета, используемый для награждения спортсменов, нас поздравили с прыжком в экстремальных условиях, стаканы вновь и вновь наполнялись водкой … Торжества затянулись до полуночи… Когда меня привезли полупьяного, но здорового домой, то на ворчанье жены я ответил: «Да, ладно тебе, ну посидел немного с друзьями …».


        О своем первом прыжке с парашютом жене и близким я рассказал только через пару недель … что-то не хотелось …